Эти технологии встречаются и в игровых ноутбуках, главное — наличие видеокарты определенного производителя, т.к. технологии не совместимы.
Переменная частота обновления экрана (Variable refresh rate)
Обе эти технологии предназначены для использования монитора с переменной частотой обновления, а не с фиксированной частотой обновления (60 Гц, 120-144Гц). G-Sync — это решение от NVIDIA, а FreeSync — от AMD.
Традиционно монитор ПК имеет фиксированную частоту обновления, например 60 Гц. Дисплей обновляет свое изображение 60 раз в секунду, несмотря ни на что. Видеокарта вашего ПК при этом продолжает выдавать кадры на дисплей с той скоростью с которой их отрисовывает, что может привести к разрыву экрана — часть дисплея покажет один кадр, в то время как другая часть дисплея покажет уже другой кадр. Это становится еще заметнее, если частота кадров вашей игры скачет.
V-Sync является традиционным решением этой проблемы, но у него есть множество собственных проблем. V-Sync устраняет разрыв и делает изображение более гладким, но он вносит задержки. Вместо того чтобы выводить на монитор кадр, который приведет к разрыву экрана, V-Sync удерживает кадр на некоторое время, что приводит к задержке всего вывода. V-Sync также имеет явную тенденцию вводить заметную задержку ввода, что неприемлемо для активных игр или динамической картинки.
G-Sync и FreeSync вводят переменные частоты обновления самого дисплея. Если ваша игра отображается со скоростью 40 кадров в секунду, ваш дисплей будет обновляться со скоростью 40 кадров в секунду. Если он начинает визуализацию со скоростью 75 кадров в секунду, ваш монитор будет обновляться со скоростью 75 кадров в секунду. Монитор и графический процессор общаются друг с другом, и частота обновления постоянно меняется, чтобы быть идеальной и соответствовать кадрам, отправляемым на дисплей.
Это устраняет заикание, задержку ввода и разрыв экрана, что приводит к гораздо более плавному изображению при воспроизведении компьютерных игр без проблем с V-Sync синхронизацией.
G-Sync от NVIDIA и FreeSync от AMD
Первым решением стала технология G-Sync от компании NVIDIA.
Это фирменное решение NVIDIA — для него требуется графический процессор NVIDIA, поддерживающий G-Sync, а также дисплей, поддерживающий G-Sync. Каждый монитор ПК, поддерживающий G-Sync, включает в себя фирменный аппаратный модуль, который общается с графическим процессором NVIDIA и настраивает параметры дисплея на лету.
FreeSync от AMD появился позже. Это решение компании AMD, но оно не является проприетарным. Вместо этого FreeSync основан на бесплатном промышленном стандарте, известном как DisplayPort Adaptive-Sync. Таким образом поддержка FreeSync не требует фирменный аппаратный модуль, а это делает его намного дешевле для производителей оборудования и, соответственно, для конечного покупателя.
Здесь мы видим небольшую разницу в подходе. В то время как в решении NVIDIA G-Sync работу выполняет аппаратный модуль, драйвер Radeon AMD и прошивка каждого дисплея выполняют работу с FreeSync. NVIDIA утверждает, что решение AMD может в некоторых случаях не успевать синхронизировать частоту дисплея. Многие пользователи сообщают о проблемах на дисплеях с FreeSync— объекты, оставляют после себя артефакты, после перемещения по экрану. Решение NVIDIA, по-видимому, в какой-то степени технологичней, но решение AMD заметно дешевле и постоянно дорабатывается и в новых драйверах проблемы проходят.
Как начать использовать эти технологии?
Если у вас есть карта NVIDIA, вам нужен дисплей, который поддерживает G-Sync либо заявлен как G-Sync-совместимый — NVIDIA частично приняла стандарт FreeSync, но качество не гарантирует. Перечень мониторов поддерживающих переменную частоту дисплея с видеокартами Nvidia смотрите тут.
Если у вас есть карта AMD, вам понадобится дисплей, который поддерживает FreeSync — графические процессоры AMD не работают с G-Sync. Подключив видеокарту AMD к дисплею с G-Sync, дисплей будет работать, но переменная частота на нем работать не будет.
Некоторые игровые ноутбуки теперь поставляются с заявленной поддержкой G-Sync или FreeSync, указывая, что их дисплеи взаимодействуют с их видеокартами и используют адаптивную частоту обновления из коробки.
Intel в будущем планирует принять спецификацию адаптивной синхронизации DisplayPort (FreeSync), но встроенный видеокарты Intel не поддерживает его в данный момент. Но, если вы играете в компьютерные игры, вы не используете встроенные видеокарты Intel в любом случае.
Если у вас есть видеокарта NVIDIA, поддерживающая G-Sync, или видеокарта AMD, поддерживающая FreeSync, просто купите новый дисплей, поддерживающий соответственно G-Sync или FreeSync.
В целом, эти решения значительно улучшают комфорт во время игр. Постепенно мониторы с адаптивной частотой падают в цене, и вы можете приобрести дисплеи с поддержкой G-Sync и FreeSync в различных ценовых категориях. Проведите свое собственное исследование и посмотрите отзывы на дисплей, который вы хотите купить, чтобы увидеть, насколько хорошо он работает с адаптивной частотой.
Будем надеяться, что это решение станет еще более распространенным в долгосрочной перспективе — станет поддерживаться даже на встроенных видеокартах Intel и дисплеях начального уровня стоимости.